В литературе можно найти множество исследований, моделей и описаний этого явления. Если вы хотите погрузиться в тему глубоко, можете почитать Питера Линча, Марка Фабера или Роберта Шиллера (собственно автора индекса «пузырей» CAPE ratio). В целом любые финансисты, к которым бы вы не обратились так или иначе изучают/затрагивают проблематику финансовых пузырей. Возьму на себя смелость кратко и без скучных формул сообщить Вам ту информацию, которая нужна и полезна 👍.
На самом деле и так все понятно из названия. Пузырь – это нечто «надутое», то есть применительно к финансовым рынкам – это актив, который переоценен. Это может быть отдельная компания или отрасль, а может быть и рынок в целом.
Как образуются пузыри? Однозначного и точного ответа нет, у каждого финансиста своя теория, однако очевидно, что образование пузыря обусловлено рыночной неэффективностью. Обычно рынок сам (и с помощью регуляторов) нивелирует собственную неэффективность, стремясь прийти в равновесие, но огромная сложность и многомерность глобальной финансовой системы зачастую препятствует поиску равновесия и, наоборот, способствует разбалансировке.
Таким образом, часть пузырей имеют естественный генезис, накаливается рыночная неэффективность, деньги концентрируются в определенных секторах/компаниях, в этом случае говорят, что «экономика перегревается». Усиливается эффект большим количеством «дешевых денег» (легко взять кредит, ставки низкие) и притоком неквалифицированных инвесторов (новичков). Присутствующие на рынке спекулянты только усугубляют ситуацию – им вообще не важно, что будет с рынком, их интерес, как раз в большой волатильности. Они раскачивают ситуацию, если видят признаки надувающегося пузыря, делают все, чтобы он надулся сильнее. Это уже искусственное влияние.
Почему важно знать о пузырях и уметь их вовремя рассмотреть? Правильно, они лопаются💥! Если не хотите расстаться со своими деньгами, просто не инвестируйте в пузыри. Если глобально с отраслями и экономиками целых стран сложнее (например, сложно не инвестировать в дивидендных аристократов США, хотя очевидно, что вся американская экономика представляет собой один фантастически огромных размеров пузырь), то с компаниями-пузырями все намного проще. Они лопаются чаще, избегать их не так и сложно.
Итак, перед вами компания-пузырь, если обладает следующими признаками (одним или несколькими):
Компания «на хайпе»
Все о ней говорят, при этом акцент делается не на текущие показатели деятельности, а на далекие (возможные, ожидаемые) перспективы. Разберем конкретные примеры. На момент написания статьи на хайпе энергетические компании так называемого «зеленого перехода». Это компании, которым приписывают будущую революцию в энергетике.
NextEra Energy (тикер NEE). Американская энергетическая компания, крупнейший в мире генератор энергии солнца и ветра. Ниже вы можете видеть график стоимости компании. С 2012 года компания выросла больше, чем на 550%. Чем обусловлен такой рост ?
Может выручка выросла? Давайте проверим, берем годовые отчеты компании: выручка в 2012 – 14,3 млрд. USD, в 2021 ожидается 16,4. Рост на 15%, никак не вяжется в 550%, да?
Ну хорошо, может чистая прибыль взлетела до небес? Смотрим отчеты: чистая прибыль в 2012 – 1,9 млрд. USD, в 2021 ожидается 2,4. Рост 26%, опять не вяжется с 550%
Понятно, но наверняка у компании были долги и она их все погасила? Из отчетов: чистый долг в 2012 – 27,0 млрд. USD, в 2021 – 55,7. Наоборот, рост почти в 2 раза
Так как это можно объяснить? Объяснение только одно – перед нами пузырь! СМИ и корпорации раздувают «зеленую» повестку, которая усиливается геополитической борьбой держав и зон влияния, и у обывателей возникает ожидание, что скоро, ну вот-вот, буквально через год компания всех победит, все остальные компании обанкротятся, а NextEra станет монополистом. Хомячки несут свои деньги в акции, стоимость компании растет. Этим пользуются спекулянты и профессиональные игроки рынка. Одной рукой они продолжают подогревать интерес, а другой – снимают сливки с хомяков.
Почему доверчивые новички проиграюет в итоге? Потому что «зеленая повестка» — это чистой воды спекуляция, не ведитесь на красивую обложку. Энергия атома, газ и даже уголь еще на многие годы с нами. А вот когда переход будет реально происходить, уверяю вас, переходить мы будем на энергию водорода, на энергию ядерного синтеза, на какой-то еще тип энергогенерации, но только не солнца с ветром. Эти типы генерации просто не могут удовлетворить существующий спрос на энергию. Придется все поля и города застроить ветряками и обложить солнечными панелями, чтобы удовлетворить спрос.
Другой пример, «убыточная» компания Tesla. Слово убыточная взял в кавычки, потому что по факту только 2 последних года за всю свою историю своего существования компания показывает прибыль. Несмотря на это, компания до недавнего времени стоила, как компании General motors, Ford, Toyota, Volkswagen, Audi, Skoda, Daimler (Mercedes-Benz), BMW, Volvo, Renault-Nissan, Honda, Hyundai-Kia, Ferrari, Lamborghini, Harley-Davidson, BYD, Subaru, Suzuki вместе взятые.
Количество проданных этими производителями автомобилей и электромобилей не идет ни в какое сравнение с количеством проданных Tesla. А если вы сидели/ездили в Tesla, то знаете, что при сравнении Tesla с теми же Audi E-tron, BMW IX, Porsche Taycan (при сопоставимом ценнике), хочется плакать, то ли от позора (если вы – владелец Tesla), то ли от смеха (если вы владетее Audi, BMW или Porsche). Так почему компания Tesla стоит так дорого? Ответ тот же – хайп! По состоянию на начало 2022 года – это пузырь, держитесь от него подальше!
«Перегретые» мультипликаторы
Иногда сложно сказать, что компания на хайпе, или в равной степени все компании отрасли похожи, как тогда определять пузыри? Используем мультипликаторы. Существует множество различных мультипликаторов, один из самых простых – P/E. Справедливости ради отмечу, что сравнение по одному этому мультипликатору не точное и лишь дает нам индикатив, понимание уровня справедливой цены. Но для наших целей этого вполне достаточно.
Итак, мультипликатор P/E отражает соотношение цены компании к ее прибыли. Т.е. простыми словами, он показывает, сколько лет должна компания работать и приносить прибыль, чтобы «окупить себя». Логично предположить, что чем больше мультипликатор, тем более вероятно, что перед нами пузырь.
Пример. P/E Газпрома в 2019 году – 5.05. P/E американской Chevron в том же 2019 – 77.6. Есть разница, правда? Бывают и совсем экстравагантные ситуации, например в начале 2000-х (непосредственно перед кризисом «доткомов») P/E компании Yahoo превышал 800, а в 2020 году P/E компании Tesla достиг 989 (т.е. компании окупились бы за 800 и 989 лет, соответственно)
Итак, пузыри по своей структуре и динамике являются типичными финансовыми пирамидами. Они привлекают неопытных участников рынка и спекулянтов, которые надеются на «бесконечный» рост цены или верят в то, что смогут во-время «выпрыгнуть». На пузырях можно заработать, но это всегда дополнительные риски, вы должны учитывать это в своей торговой / инвестиционной стратегии, а лучше вовсе обходите их стороной.
Если хотите получать информацию в реальном времени, подписывайтесь на наш Telegram канал «Сам себе инвестор» (@selfinvestorz).