Как бы вы не относились к вопросам управления семейным бюджетом, а вести его придется. Существует множество вариантов, как это можно делать. Все зависит от конкретных условий, в которых формируется семейный бюджет: зарабатывает один супруг или оба, превалируют ли пассивные доходы, работают ли супруги по найму или ведут свой бизнес, бизнес общий или раздельный и многие другие.
При этом кто-то должен принимать финансовые решения, на что тратить деньги, в каком объеме и последовательности. В ходе принятия таких решений между супругами могут начинаться споры и ссоры, так как восприятие целесообразности тех или иных решений у супругов может быть разным. Есть главное правило для того, чтобы избежать конфликтов в семье (да и вообще) — это адекватно оценивать обстоятельства. В случае ведения семейного бюджета следует объективно оценить
- Кто из супругов принимает более эффективные финансовые решения?
- Часто ли процесс согласования решений ведет к конфликтам и стрессам?
- Есть ли время у обоих участвовать в принятии решений?
Так как вести семейный бюджет без скандалов? Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим, какие модели ведения бюджета вообще бывают? Укрупненно, не вдаваясь в ненужные детали, можно выделить три базовые модели:
Совместное ведение бюджета с одним центром принятия решений
Это самый простой вариант, при котором один или оба приносят доход, а распоряжается деньгами кто-то один. Эта модель ведения семейного бюджета работоспособна только тогда, когда отсутствие второго супруга в принятии решений обусловлено логически или договоренностями. При этом оба согласны с таким подходом, и для обоих супругов очевидно, кто из них должен отвечать за семейный бюджет. Один из супругов берет на себя эту роль ввиду того, что именно он приносит доход или ввиду того, что он обладает большей финансовой грамотностью или способностью планирования, а может потому, что у второго просто нет времени на принятие финансовых решений. В этом случае один из супругов просто делегирует право распоряжаться финансами другому, и поле для потенциальных конфликтов пропадает.
Раздельное ведение бюджета
Оба зарабатывают и тратят свои деньги по своему усмотрению. Как показывает практика — это в большинстве случаев провальный вариант, ведущий в долгосрочной перспективе к размолвкам, обидам и претензиям. Главная проблема в том, что при раздельном бюджете есть принципиальное противоречие, которое все и разрушает в итоге. Быт супругов во многом (или даже в большей степени) совместный. А вот расходы — разные и в большей степени индивидуальные. Общие платежи, например коммунальные конечно можно разделить пополам, но такой подход с гарантией в 100% на втором-третьем платеже надоест и будет только раздражать. Кто-то машину моет чаще, кто-то реже. Кто-то привык обедать в ресторане, а кто-то из соображений экономии носит бутерброды в офис. Синхронизация этих расходов невозможна, а значит будет накапливаться потенциал для негативных эмоций, обид и стресса.
Сбалансированная (универсальная) схема ведения бюджета
Если зарабатывают оба, то деньги складываются в общий «банк».
На «карманные» (кофе, сигареты, бутылка воды, поход в кино) или обязательные (коммунальные платежи, транспортный налог, ТО для автомобиля) расходы каждый берет деньги без согласования — но при этом строго обязательно фиксировать все расходы. Это после сбора определенной статистики поможет лучше контролировать расходы, например вовремя понять, когда «карманные» расходы перестали быть таковыми и превратились в «избыточные». Это повод и возможность для осознания и корректировки подхода к тратам.
Крупные покупки (бытовая техника, авто, ремонт, финансирование совместного отпуска) — согласовываются между супругами, решение принимается коллегиально. В этом случае оба чувствуют ответственность за это решение, риск будущих конфликтов снижается. Если супруги не могут договориться о предмете расходов или о сумме — в этом нет ничего страшного, нужно отказаться от такой покупки и вернуться к обсуждению еще раз через какое-то время. При невозможности достижения консенсуса следует повторять попытки обсуждения, но увеличивая паузы между ними.
Проблемы восприятия
Есть ряд весьма распространенных проблем восприятия, мешающих эффективно вести семейный бюджет. Они, правда, относятся к области семейной психологии, этот блог — про другое. Однако для целей данной статьи давайте укажем две самые распространенные ошибки восприятия, условно назовем их «мужской» и «женской».
Мужская: муж работает, а жена ведет хозяйство и занимается детьми. Муж накапливает стресс, так как чувствует несправедливость, что приносит доход только он. Неадекватность его восприятия в том, что он не учитывает, что жена тоже инвестирует свое время и силы, она делает работу, которая не приносит дохода, но от этого менее важной не становится.
Женская: аналогичная ситуация распределения ролей, при этом женщина принимает финансовые решения. Она увеличивает важные по ее мнению расходы, а в ситуации возникающего дефицита бюджета накапливает стресс и обиду на мужа, так как считает, что он недостаточно зарабатывает. Неадекватность ее восприятия в том, что, привыкая относиться к деньгам, как к данности, она смещает фокус внимания с важности планирования бюджета и расстановки приоритетов.
Конечно, бывают разные сложные ситуации. Очень многое зависит от эмоционального интеллекта супругов, от их психологической зрелости, жизненного опыта и т.д. Поэтому при обсуждении и планировании семейного бюджета следует руководствоваться принципами здравого смысла, адекватности ситуации, ну и вообще — помнить, что брак — это в первую очередь партнерство, поэтому в нем очень важно учитывать интересы и желания друг друга и уметь находить эффективные и комфортные для обоих компромиссы. Та схема, при которой в семье не возникает противоречий и стресса и есть самая правильная для этой семьи!